26 апреля 2017, 23:47

Читайте нас в
социальный сетях:

Поговорим о газовых форсунках

 

Сегодня речь пойдет о форсунках в автомобильном газовом оборудовании. Статья окажется особенно полезной для того, кто еще не наработал достаточного практического опыта в установке ГБО или планирует самостоятельно установить газ на автомобиль .

Наш эксперт – руководитель сети монтажных сервисов в Крыму, установщик с 15-летним стажем Антон Якушев.

Газовая форсунка – это узел автомобильного газового оборудования, предназначенный  для точной дозировки газа - пропана или метана и достижения оптимальной топливо воздушной смеси в двигателе внутреннего сгорания. Жидкий газ подается к редуктору, там испаряется. Далее под небольшим и стабильным  давлением подается как раз к газовым форсункам. Электронный блок управления, пересчитывает сигналы автомобильного ЭБУ и управляет работой форсунок, о которых мы говорим.  Газовые форсунки стали применятся в так называемом ГБО 4-го поколения, в системах распределенного впрыска. Я замечу, что появление ГБО 4го поколения в свое время стало настоящим прорывом в деле переоборудования автомобилей для работы на газе. Принцип подачи газа к каждому цилиндру, через газовые форсунки позволил значительно повысить точность дозировки газа, тем самым максимально приблизив состав газовоздушной смеси к бензино-воздушной. С появлением 4 -го поколения ГБО, практически ушли в прошлое многие болезни ГБО – такие как обратные хлопки – самопроизвольное возгорание смеси во впускном коллекторе, прогорание клапанов. Так что ГБО распределенного впрыска – это был своеобразный прорыв и газовая форсунка в этих системах – наиважнейший элемент.

 Как работает газовая форсунка?  ЭБУ газового оборудования обрабатывает сигналы бензинового компьютера, обрабатывает сигналы датчиков ГБО и  посылает короткие электрические импульсы, под действием которых форсунки открываются. Чем длиннее подаваемый импульс,  тем дольше она открыта и тем больше  проходит  топлива через них.

Конструктивно форсунки разных производителей отличаются. Можно выделить несколько типов, каждый из них имеет свои определенные достоинства и недостатки.

Самые распространенные –штоковые форсунки Тип 30. Наиболее известные Valtel type 30 и Rail type 30, так же более поздние модификации Rail  IG1-IG5-IG9.

По сути дела Тип 30 – это скоростной электромагнитный клапан. Форсунки Тип 30 очень популярны, они неплохо зарекомендовали себя на двигателях нетребовательных к составу топливной смеси и «прощающих» порой значительные отклонения в топливной смеси от  стехиометрического соотношения. Достоинства Тип 30 лежат на поверхности – они недорогие. Точнее – самые дешевые. Легко ремонтируются.

Недостатки Тип 30 вытекают из самой конструкции.  Газ к штоку подается через отверстие в непосредственной близости от седла, перпендикулярно  запорной части штока. Шток соленоида не продувается , тем самым терпит более высокие температурные нагрузки, закоксовывается грязью, особенно при установке форсунок «вверх ногами». Это в свою очередь приводит к тому, что параметры форсунок быстро уходят от заданных. Тип 30 требует постоянного сервисного наблюдения и постоянных регулировок газового оборудования. Вторая проблема – низкая скорость работы. Штоки у этих форсунок достаточно тяжелые. Они физически не способны поддерживать время открытия короче 2 ms., То, что штоки тяжелые, так же влечет за собой еще одну проблемы - износ резиновых отбойников. Как правило, таких форсунок хватает максимум на 70 тысяч километров пробега автомобиля. В среднем до ремонта они выдерживают  50-40 тысяч километров. Форсунки Тип 30 турецкого или китайского производства могут потребовать ремонта после пробега 20тыс км. Болезнь самых дешевых форсунок самых дешевых производителей – турецких и китайских – это недостаточно тщательная предпродажная регулировка  хода штока, что  приводит к неровной работе двигателя, из-за разного количества газа попадающего в цилиндры и не соответствию состава топливовоздушной смеси по цилиндрам. 

В тоже время должен сказать, что в практике встречал автомобили, на которых форсунки Valtek Тип 30  отслужили 300 000 км. Однако, это скорее исключение из правил.

 

Ремонт форсунки тип 30. Порядок действий:

1 . Разобрать форсунку

2. Вымыть внутри

3. Заменить шток, или резиновый отбойник

4. Собрать

5. Откалибровать обычным микрометром , выставив одинаковый на всех форсунках ход штока – около 0,45 мм.

 

 

Ремкомплект для форсунки тип 30. На фото по сути все, что может потребоваться.

Видео по теме: обслуживание форсунок тип 30

 

Форсунки с более высокими потребительскими свойствами, но работающие по принципу Тип 30 – это форсунки OMVL.

В форсунках OMVL применены современные материалы.  Корпус выполнен из композитного пластика,  что позволило облегчить конструкцию. Шток выполнен из специального сплава металла, более чувствительного к магнитным импульсам.  Таким образом, форсунка получилась надежнее, быстрее и точнее в дозировке топлива.  Практика показывает, что средний срок службы форсунок OMVL  - 100 000 км. Хотя были партии обновленных OMVL, у которых очень быстро выходили из строя пружинки штока, лечилась эта проблема заменой рем комплекта в сборе или самих пружинок.

 

Следующий тип форсунок – это так называемые игольчатые форсунки – HANA, Keihin, Barracuda. Этот тип форсунок самый дорогой из всех вариантов, используемых в ГБО 4го поколения, однако, они – лучшее, что можно установить на автомобиль.  В игольчатых форсунках газ подается через соленоид,  внутри которого находится шток с запорной частью.

 

Принцип работы игольчатых форсунок

 

Такая конструкция позволяет форсунке постоянно продувать себя и предостерегает от засорения – своеобразный механизм самоочищения. Если форсунка засорилась – ее можно промыть на бензиновом стенде. Такое происходит не часто, однако, это мой личный опыт. Возможно, в каком-то регионе газ более грязный, чем в Крыму и проблема засорения форсунок будет стоять более остро. Форсунка имеет низкое сопротивление – 1,9 Om. Конструкция обеспечивает очень точное дозирование топлива, и что очень важно – стабильность параметров работы. 

Форсунки Keihin

 

У таких форсунок, как правило, срок службы не определен, на сегодняшний день у меня нет статистики определяющей максимальный порог их моторесурса . Например, Мазда 6 прошла на Хане более 300 тыс. км . Причем форсунки из-за особенностей компоновки в подкапотном пространстве были установлены «лежа».  БАРАКУДА, польского производства – относительно новые для рынка, ещё  не успели показать  больших пробегов, однако на некоторых  наблюдаемых мною авто, пробег составляет уже 150-200 тысяч и все ездят без нареканий. Японский Кейхен - это вообще прародитель всех форсунок такого типа. Именно эта фирма первая показала всем, что газовые форсунки могут быть не менее надежными и стабильными, чем бензиновые. И именно с них позже скопировали все остальные похожие модели, Корейская  ХАНА,  Польская БАРАКУДА.  Форсунки отличаются исключительной надежностью и выносливостью.

 

Еще один тип форсунок – мембранные. Принципиальное отличие этих форсунок от других вариантов, в том что у них запорный механизм отделен от электромагнитной части мембраной, благодаря которой грязь не попадает в место прикосновения притягивающихся друг к другу частей и не вызывает заклинивание и прилипание. Что обеспечивает стабильность и  долговечность этих форсунок, их срок службы - 150-250тыс.км.  Недостаток - такие форсунки, как правило, не ремонтируются, а при попадании в внутрь агрессивной среды,  мембрана портится и форсунка начинает пропускать газ наружу, а вскоре и совсем выходит из строя. Самый большой минус мембранных форсунок  - это их цена. Одна форсунка BRC стоит как вся рампа IG1.4 цилиндра, или как две форсунки БАРАКУДА. Эти форсунки используются в основном только в комплектах  систем  BRC.

Еще есть форсунки, в которых используются запорные механизмы в виде тарелок или шайб . Об этих форсунках мне мало что известно, из-за их не популярности. К сожалению, те форсунки, с которыми я сталкивался, имели конструктивные ошибки - как валтек тип 34. На нашем СТО мы поставили штук десять. Форсунки почти сразу начали «залипать», пришлось их демонтировать. Пробовали форсунки Романо – у них оказались низкие скоростные характеристики. Пожалуй, из известных мне вариантов, где в качестве запорного механизма используется комбинированная метало-резиновая тарелка – это форсунки АЕБ.

Форсунки AEB

 

Они обладают хорошо сбалансированными рабочими качествами, зарекомендовали себя как очень хороший и надежный вариант. Минус этих форсунок в том, что они практически не продаются отдельно от систем производства АЕБ и по стоимости не очень отличаются от БАРАКУДЫ.

Рекомендации по подбору форсунок и монтажу

О конструктивных особенностях мы рассказали выше – и тут уже владельцу авто решать, какой вариант предпочесть – бюджетный или более дорогой. Помните, что чем мощнее и современнее у вас автомобиль, тем более точная дозировка топлива требуется для его двигателя. Использование бюджетных вариантов форсунок может повлечь за собой такие проблемы, как появление ошибок в работе двигателя, нестабильная работа ДВС  в определенных режимах, падение мощности. Кроме того, бюджетные форсунки требуют более частного сервисного обслуживания. В тоже время, множество автомобилистов используют бюджетные форсунки и довольны. Недостаток дорогих форсунок – цена, что очевидно, и часто – не ремонтопригодность .

Немаловажную роль в работе форсунок играет и способ их монтажа на автомобиль,  положение в пространстве и подбор по мощности . Положение в пространстве играет большую роль для некоторых моделей форсунок. Особенно для тех, у которых газ подается сбоку рабочего штока. Если такие форсунки расположить катушками вниз, в рабочих штоках очень быстро скапливается грязь, и форсунки уходят от параметров. Затем ДВС начинает троить  на холостом ходу, а вскоре и при нагрузке, все это сопровождается повышенным расходом газа и, в конце концов, неминуемо заканчивается ремонтом форсунок.  

Огромную роль в долговечности и качестве роботы газовых форсунок , играет использование фильтра паровой фазы. Фильтр надо использовать обязательно. Фильтра  бывают разные, как простые - бумажные или полиэстеровые, так и с отстойниками для скопления тяжелых фракций газа. В сепараторных фильтрах, внутри отстойника есть каналы которые заставляют газ двигаться по спирали, тем самым создается эффект центрифуги и отбрасывает все тяжелые фракции, неиспаренные включения на стены отстойника, а потом они стекают на дно. Такого типа фильтра, позволяют продлить жизнь форсунок в разы. Я рекомендовал бы использовать фильтра сепараторного типа. 

 

Один из распространенных вопросов в последнее время – допускается ли крепление форсунок на пластиковые стяжки. Скажем так: крепление на стяжки не соответствует принятым стандартам в отношении установки ГБО на автомобили, однако, на мой взгляд, такой способ позволителен, если необходим, и при должном выполнении работ позволяет обеспечить все нормы безопасности. И при креплении форсунок на штучно изготовленные металлические кронштейны, и при креплении стяжками важно убедится, что рампа форсунок не будет подвергаться избыточной вибрации, соприкасаясь со шлангами, проводкой, другими элементами в подкапотном пространстве.  Важно убедится, что крепления не разболтаются, не деформируются в процессе эксплуатации. Конечно, необходимо осуществлять профилактически осмотр установленных элементов ГБО – регулярно поднимать капот и убеждаться, что ничего не разболталось и не перетерлось. Это простые правила, которые позволят предвидеть проблемы. 

 

 

2 коментария

CheshireCat

2 сентября 2015
пластинчатые Apis тестирую. нормально пашут. только прогрев форсунок надо ставить.
Аватар пользователя kusman73

kusman73

11 марта 2016
Здравствуйте Антон! У меня машина ВАЗ 2114 инжектор, установлено газобаллонное оборудование, проехал на нём 90 тысяч, кроме фильтров ничего не меняли на ТО. Последние тысяч 20 стали возникать проблемы!!! на холодном двигателе при переходе на газ - двигатель глохнет... провалы... стук в районе свечей (тык-тык, как секундная стрелка, только быстрее...) Человек, который устанавливал ГБО и у которого я прохожу по плану ТО говорит постоянно одно и тоже и не только мне, но всем водителям приезжающим на ремонт, что, ТИПА ОНИ ЗАПРАВЛЯЮТСЯ НА ЗАПРАВКЕ С ПЛОХИМ ТОПЛИВОМ / ГАЗОМ! Я живу в 100 км на восток от Москвы. Есть ли Хорошие сервисы (адреса) в моём направление, которые помогут решить проблему (я так понимаю, что давно пора ремонтировать форсунки.- стоят штоковые). Заранее Благодарен за ответ и совет!

Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
 

Карта в мире ГБО

 

 Ежегодная выставка газового оборудования в Варшаве

  


Самая актуальная тема. связанная сегодня с использование газа на транспорте - регистрация газового оборудования в ГИБДД. 5-6 тысяч рублей - стоимость процедуры, утвержденной МВД. Давайте выскажемся - кто и что думает по этому поводу.

Случайное изображение