24 сентября 2017, 9:47

Читайте нас в
социальный сетях:

ГБО: Безопасность в использовании газового оборудования на автомобилях (1-я часть)

Проработав с автомобильным газовым оборудованием более 10 лет я могу уверенно сказать: использование газа, менее опасно, чем использование бензина.

Но если меня спросят: откуда этот благоговейный страх многих перед использованием газа – придется лишь развести руками.

Я не знаю…

И дело тут наверное не в «страшилках» про газ – а вдруг рванет!..

Историй про человеческую глупость и бензин значительно больше, чем историй про газ. Сколько людей и домов сгорело после фразы: «Что-то плохо костер занялся… Плесну-ка я в него бензинчика». А сколько машин и гаражей сгорело после фразы: «Посвети зажигалкой – не видно сколько бензина в канистре».

Единственное, что приходит на ум – это наши страхи из детства. Наверное каждый получил по носу разорвавшимся в руках воздушным шариком… И сделал для себя вывод на будущее – сосуды под давлением – это серьезно… Это действительно серьезно. Впрочем, боимся мы как правило того, чего не понимаем. Попытаемся популярно поговорить о безопасности  в использовании ГБО на транспорте.

 

Системы безопасности автомобильного газового оборудованияиспытания

 В автомобильном газовом оборудовании (ГБО) исповедуется принцип многократного дублирования устройств безопасности.

Газовый баллон.

Газовый баллон изготавливается из высококачественной стали толщиной 3-4 мм. Рабочим давлением, при котором хранится газ в баллоне, считается 16 атмосфер. В действительности в давление в баллоне в обычных условиях эксплуатации редко превышает 10 атмосфер. При производстве баллоны проверяются самым тщательным образом. Вот как, к примеру, выглядит эта процедура на Новогрудском заводе газовой аппаратуры. Баллон, сошедший с конвейера, отправляют на рентгеновскую установку. Оператор проверяет качество сварных швов и отсеивает все те, которые вызвали у него подозрение. Затем баллоны накачивают воздухом под давлением в 25 атмосфер, после чего выдерживают определенное время под водой. Таким нехитрым способом баллон повторно проверяется на герметичность.  На предприятиях Европы баллоны рентгеном не проверяют. Уровень сварки автоматом там настолько высокий, что качество сварного шва гарантируется практически 100 процентное. Впрочем,  в некоторых странах баллоны, видимо,  не проверяют совсем. В нашей практике был случай, когда на установку попал дырявый турецкий баллон. После этого «Газ-Альтернатива» от установки турецких баллонов отказалась категорически.

В отношении проверки баллонов производителем это еще не все. Согласно европейским правилам, один баллон из тысячи должен быть испытан «на разрыв». Это значит, что его накачивают давлением до тех пор, пока он не лопнет. Баллоны для сжиженного газа, рассчитанные на использование до 16 атмосфер, рвутся примерно при давлении в 80-100 атмосфер. подобные испытания «на разрыв» проводятся и при смене партии стали, используемой для производства продукции.

На баллон устанавливается мултиклапан – блок запорной аппаратуры, либо отдельные элементы запарной аппаратуры.

 Мультиклапан

Мультиклапан совмещает в себе несколько функций, и большинство из них имеет к безопасности самое непосредственное отношение.

Мультиклапан снабжен отсекающим поплавком. При достижении заполненности баллона 80-85 процентов, мультиклапан перекрывает доступ газа в баллон. Вообще это, пожалуй, одно из главных правил, которое вам необходимо знать, пользуясь автомобильной газовой аппаратурой: баллон заполняется на 80-85 процентов от своего номинального объема.

Почем важно соблюдать это правило?

Здесь нужно отвлечься и поговорить о физических свойствах сжиженного газа.  Для примера мы возьмем… скороварку. Хозяйка заливает в нее воду и ставит на огонь. Вода в скороварке, под воздействием тепла, нагревается и начинает испарятся. Внутри образуется паровая подушка и поднимается давление. При достижении определенного давления водяной пар в скороварке становится насыщенным и выпадает осадком в виде воды. Давление снижается. Происходит процесс саморегуляции. Поэтому скороварку можно оставить на огне на долгие часы, и затем, стравив пар и открыв ее, убедится, что воды в ней осталось примерно столько же, сколько и было залито изначально. Так вот если скороварку заполнить водой до краев и поставить на огонь, то скороварка ваша лопнет: вода при нагревании, вроде как, должна испарятся, но поскольку места для испарения вы ей не оставили, жидкость будет, повинуясь законам физики, расширятся до тех пор пока скороварка будет способна держать давление. Но как вы понимаете, это вопрос, времени, крепости скороварки и скорости нагрева.

Тот же процесс, что и в скороварке, происходит внутри газового баллона с той только разницей, что баллон со сжиженным газом греть не надо, температура кипения газа, в зависимости от процентного соотношения в нем пропана и бутана колеблется от 0 до -40 градусов по Цельсию. Газ в баллоне кипит и испаряется, до тех пор, пока в баллоне не создаться насыщенная паровая подушка. Далее начинается процесс саморегуляции. Как я уже говорил, при обычных условиях: до +30 градусов окружающей среды, баллон заполнен на 80 процентов, давление внутри баллона не превышает 11-12 атмосфер. Однако, давление внутри значительно увеличивается при сокращении объема подушки и повышении температуры: при +40 градусов по Цельсию и 90 процентах заполненности – уже более 16 атмосфер. При +50 градусах и 100 процентной заполненности – более 30 атмосфер.

Поэтому одно из главных правил безопасности эксплуатации автомобильного газового оборудования: нельзя заполнять баллон более, чем на 80 процентов от его объема. И продолжу, чтобы было понятно, чего нельзя по-настоящему… Категорически запрещено заправлять баллон «под завязку» жарким летним днем, зная что проехав после заправки 500 метров-километр,  поставите машину стоять день на стоянке под солнцепеком. В нашей практике прецедентов не было (мы хорошо инструктируем своих клиентов), но если верить физике – могут быть…

Мультиклапаны, используемые в автомобильном газовом оборудовании, бывают А-клсса и В-класса. Мультиклапаны А-класса, имеют предохранительный клапан, соответственно, В-класса – не имеют. По правилам монтажа ГБО, мультиклапаны В-класса разрешено устанавливать на баллоны объемом не более 50 литров. Мы у себя на предприятии вот уже 11 лет устанавливаем мультиклапаны А-класса на все баллоны без исключения.

Предохранительный клапан нужен на тот случай, если давление в баллоне все-таки превысило допустимый порог. Большинство предохранительных клапанов отрегулировано на 20-25 атмосфер. То есть, при этом давлении они начинают стравливать избыточное давление. В каких случаях давление в баллоне может возрасти выше допустимого? Первый случай я уже описал выше – вы заполнили баллон «поз завязку» и поставили автомобиль греться на солнышке, второй – это пожар. Если автомобиль окажется в огне, то баллон не взорвется, как многие себя это представляют, а будет как Змей-Горыныч пыхать огнем до тех пор, пока газ внутри сосуда не выгорит полностью.

Но вернемся к мультиклапану. При избыточном давлении аварийный клапан открывается и стравливает испаренный газ. Но куда он его стравливает? Все баллоны, размещаемые внутри автомобиля, имеют вентиляционную камеру (вентеляционнный короб). Стравленный газ попадает в этот короб, а дальше по вентиляционным каналам, выводится за борт автомобиля. Вентиляционная камера - она же и предохранитель, на случай разгерметизации соединений мультиклапана и магистральных трубопроводов, по которым течет газ в баллон, из баллона в подкапотное пространство. (Вообще-то все соединения высокого давления в газовом оборудовании собираются при помощи медных уплотнительных муфт. Такое соединение вечно, если его не трогать. Так что, герметичность может быть нарушена либо из-за очень высокой вибрации – это  следствие некачественной установки, либо в следствии проведения некачественного ремонта ГБО.)

Для того, чтобы стравленный газ не попал в салон вашего автомобиля, вентиляционный короб нужно всегда держать закрытым. На мультиклапане есть два вентиля: один перекрывает заправочную магистраль, второй – расходную. Правила эксплуатации ГБО гласят, что закрывать вентили нужно каждый раз, когда оставляете автомобиль на стоянку. Заправочный вентиль надо открывать только во время заправки. В действительности же соблюдать это требование крайне сложно – не накрутишься. Кроме того, быстро изнашиваются сами вентили и уплотнительные материалы. Большинство водителей, имеющих опыт эксплуатации автомобилей с ГБО, закрывают вентили на мультиклапане в трех случаях: если автомобиль ставится в гараж с ямой, если машина ставится на долгое хранение, и если была обнаружена разгерметизация газового оборудования. Мультиклапана евро-стандрта имеют электрический клапан. При выключенном зажигании такой мультиклапн автоматически запирает баллон. Таким образом, становится на один порог безопасности больше. Как правило, мультиклапана Евро-класса не включены в базовую установку газового оборудования.

Ну и последнее устройство безопасности имеющееся в мультикапане – это скоростной клапан. Если вы где-то, случайно перебьете топливную магистраль, по которой газ подается из баллона в подкапотное пространство, газ будет выходить из баллона со скоростью превышающей нормальный расход. В этом случае сработает скоростной клапан и перекроет выход газа наружу.

Как видите, газовый баллон оснащен рядом устройств безопасности, многократно дублирующими друг друга. Мультиклапан – это устройство в автомобильном газовом оборудовании, несущее основную функцию обеспечения безопасности оборудования.

Впрочем, это еще не все.

Защита электронными устройствами.

Оборудование разных поклонений, имеет разные дополнительные пороги безопасности, обеспечиваемые электронными устройствами. Например, электронные переключатели работающие совместно с электрическими редукторами, имеют функцию LPG-control. Работает она так: если переключатель переведен в положение «газ», зажигание автомобиля включено, но двигатель не заведен, то через 2-3 секунды, переключатель автоматически переведет автомобиль в режим работы «на бензине», тем самым отключив газовое оборудование и закрыв газовые клапана. Сделано это на случай, если оставленный без присмотра автомобиль по какой-то причине заглох. Переключатель запирает газовые клапана, препятствуя выходы газа и скоплению его в подкапотном пространстве. Блоки управления впрысковым оборудованием имеют более серьезные функции безопасности. Переход с бензина на газ в ГБО 4-го поколения осуществляется полностью автоматически. Перед тем как перевести автомобиль  на газ, БУ ГБО измеряет температуру редуктора и подаваемого газа, подает пробную порцию газа в систему питания и затем измеряет изменение давления, проверяя тем самым герметичность системы и готовность ее к переводу автомобиля на газ.

 

В этой части статьи я попытался кратко и доступно рассказать о устройствах, обеспечивающих безопасность, которые имеет само автомобильное газовое оборудование. Надеюсь, тем кто не знаком с темой безопасности автомобильного газового оборудования, стало понятно – безопасность в ГБО обеспечивается на действительно серьезном уровне.

В следующей части статьи мы поговорим о том насколько опасен газ как топливо, и сравним его с бензином.

0 коментариев
 

Карта в мире ГБО

 

 Ежегодная выставка газового оборудования в Варшаве

  


Самая актуальная тема. связанная сегодня с использование газа на транспорте - регистрация газового оборудования в ГИБДД. 5-6 тысяч рублей - стоимость процедуры, утвержденной МВД. Давайте выскажемся - кто и что думает по этому поводу.

Случайное изображение